Введение
Одной из главных причин низкого качества отечественной техники является низкая культура не только ее изготовления, а также эксплуатации, обслуживания и ремонта. Большинство потребителей недостаточно информировано о возможностях эффективного влияния на ее качество посредством изменения условий эксплуатации, используя последние достижения в области трибологии, такие как: современные смазочные материалы, специальные средства и триботехнологии. Следует отметить, что в определенной степени это является следствием недостаточной подготовленности и информированности инженерно-технических кадров и вообще потребителей в данной области, отсутствия даже во многих передовых высших технических учебных заведениях курсов дисциплин по трибологии — науке о трении, изнашивании и смазке машин и оборудования.
На сегодняшний день одним из наиболее интересных препаратов современной автохимии являются присадки, предназначенные для снижения трения и скорости износа, а также частичного восстановления ДВС и трансмиссии.
Отношение к восстанавливающим препаратам далеко неоднозначно.
Абсолютное большинство производителей смазочных масел настроены по отношению присадкам чрезвычайно отрицательно. Основной их тезис в этом противостоянии - это утверждение того, что современное масло уже содержит весь необходимый пакет присадок и введение в масло дополнительного компонента не только нежелательно, но и вредно, ибо тем самым нарушается баланс свойств присадок из базового пакета.
Действительно, глупо спорить с тем, что использование качественных масел является залогом длительного срока службы и хороших эксплуатационных качеств транспортного средства. Качественные смазочные масла содержат пакеты присадок, улучшающих их свойства. Количество функциональных присадок к маслам исчисляется десятками.
Однако все эти функциональные присадки к маслам определяют работу узла сопряжения в штатных условиях гидродинамического трения и никаким образом не учитывают реальное состояние поверхности цилиндров, поршневых колец, шеек валов и т.д. Они работают одинаково как для нового, так и для сильно изношенного двигателя, а ведь условия смазывания для различных стадий эксплуатации двигателя сильно отличаются. Эксплуатационный износ поверхностей трения вносит индивидуальные отличия в работу каждого узла трения двигателя.
Любой трибологический узел двигателя - это три компонента, два из которых – сопряженные поверхности трения, третья - пленка масла, разделяющая эти поверхности. Присадки в маслах определяют свойства только третьего компонента - масляной пленки, практически не влияя на свойства двух других.
Обработка двигателя присадками меняет свойства рабочих поверхностей трибологического узла шероховатость, величины коэффициентов трения и износа, усилия задира, твердость, а также изменяет геометрию и регулирует зазоры в сопряжении.
Грамотная обработка двигателя присадками способна существенно улучшить его характеристики на любых режимах работы. Однако, как показали исследования, наибольший эффект достигается на тех режимах, где наиболее вероятно нарушение штатных режимов смазывания узлов трения - номинальных нагрузок, режимов с большими нагрузками и малыми частотами вращения коленчатого вала и особенно - на режимах холодного пуска двигателя. Поскольку на этих режимах гидродинамика сопряжения трения нарушается, то работа штатных пакетов масляных присадок малоэффективна и состояние поверхностей становится определяющим для показателей мощности механических потерь и износа двигателя.
Однако ситуация далеко неоднозначна, поскольку в настоящее время на рынке препаратов автохимии появилось достаточно много различных препаратов рассматриваемого класса, отличных по механизмам действия.
Причем, неграмотное использование этих препаратов способно не только резко уменьшить эффект воздействия, но и привести к отрицательным последствиям, вплоть до «летального» исхода для двигателя.
Важным является вопрос, на какой стадии эксплуатации следует проводить обработку двигателя присадками. Опыт показывает, что в России как работал, так и работает принцип - "пока гром не грянет...". Почему-то многим очень хочется сначала полностью "убить" двигатель, а потом попытаться его реанимировать путем антифрикционной обработки.
Следует четко понимать, что обработка двигателя присадками не в состоянии восстановить рабочие характеристики изношенных на 80- 90% деталей. В ряде случаев можно частично восстановить размер детали, но ее форму, начальную поверхностную твердость, такие параметры, как упругость поршневых колец, формы профиля боковой поверхности поршня воссоздать не удастся.
Поэтому наилучший эффект обработки может быть достигнут при средней степени износа двигателя. В этом случае и параметры его заметно повысятся и срок его службы до серьезного ремонта может быть отодвинут.
Новый двигатель обрабатывать присадками целесообразно сразу по окончании срока гарантийных обязательств завода-изготовителя. Раньше в принципе можно, но при этом потребитель рискует снятием с гарантийного обслуживания. Видимый эффект обработки в этом случае будет существенно меньше, но в последствии обработка окупится резким увеличением срока службы двигателя до капитального ремонта.