Слой
homeГлавная triboТриботехнологии produktПродукция companyКомпания contactКонтакты

ФАБО Финишная антифрикционная безабразивная обработка

Сущность технологического процесса ФАБО состоит в том, что стальные и чугунные детали после окончательной традиционной обработки (резание, шлифование, полирование, хонингование и др.) покрывают тонким слоем (1-5 мкм) латуни, медных сплавов определенного состава.

Где используется технологический процесс ФАБО

 Технологический процесс ФАБО использовался с целью устранения задиров в шарнирно-болтовых соединениях на самолетах типа ТУ и повышению износостойкости и устранения задиров в узлах трения машин текстильной промышленности. В автотракторной промышленности ФАБО применяют для ускорения приработки цилиндров двигателей и поршневых колец, шеек коленчатых валов и сопрягаемых с ними вкладышей. В турбореактивных двигателях ФАБО использовали для повышения срока службы подшипников качения и деталей топливной аппаратуры. В станкостроении процесс ФАБО используется для устранения задиров и снижения скачков при трении кареток и направляющих.

В Германии фирма Пайсиг (г.Цвиккау) применяет ФАБО цилиндров мотоциклетных и автомобильных двигателей.

Разработан процесс ФАБО для повышения ресурса колесных пар железнодорожного транспорта. Колесные пары, обработанные ФАБО, проходят испытания на железной дороге Германии с 1995 г. с положительным результатом. Ресурс колесной пары увеличился в 5 раз.

 Помимо этого техпроцесс ФАБО апробирован в Германии и России в следующих узлах трения машин и механизмов:

- цилиндрах двух- и четырехтактных двигателей;

- торцевых поверхностях шатунов;

- поршнях виброгасителей и гидравлических цилиндрах;

- ползунах сцепных муфт;

- упорных кольцах валов водяных насосов грузовиков и тракторов;

- толкателях дизельных двигателей;

- дорожках качения шарикоподшипников и роликоподшипников;

- валах, на которых возникала фреттинг-коррозия в результате вибрации;

- толкателях дизельных двигателей;

     - ведомых валах, работающих в подшипниках скольжения гидравлических двигателей.

 

Эффективность   технологического процесса ФАБО

 

      Исследования свидетельствуют, что процесс ФАБО позволяет:

- снизить время приработки деталей в 2-3 раза;

- исключить задиры поверхностей трения деталей;

- повысить несущую способность сочленений;

- защитить поверхности трения от водородного изнашивания;

- снизить температуру трения и продлить период работы узла трения при  выключении подачи смазки;

- уменьшить коэффициент трения и тем самым снизить потребление топлива двигателями внутреннего сгорания до 3%;

- продлить срок службы подшипников качения до образования усталостных   повреждений.

 

К особенностям процесса ФАБО относятся: 

- чрезвычайно низкий расход материала;

- низкий расход механической энергии;

- безвредность для окружающей среды;

- короткая продолжительность нанесения покрытия (несколько се­кунд и минут)

- стабильное и хорошее качество покрытия;

- замена дорогостоящих способов обработки поверхности;

 

- экономическая целесообразность при большом и небольшом числе изделий.

Возможность использования метода в технике

- Технологический процесс ФАБО целесообразно использовать с целью повышения ресурса следующих машин и механизмов:

- цилиндропоршневой группы, кривошипно-шатунного и другого механизмов автомобильных, танковых, корабельных двигателей (как основных, так и вспомогательных) и других двигателей (самоходных установок, тягачей, тракторов и др.);

- артиллерийских орудий с целью исключения хромирования и по­вышения живучести внутренней поверхности ствола;

- узлов трения самолетов (шасси, планера, управления, деталей гидравлической системы, подшипников электродвигателей и др.);

- электрических слаботочных контактов электрооборудования и т.д.

Технологический процесс ФАБО

 

1.   Обезжирить обрабатываемую поверхность (бензин, ацетон…);

2.   Интенсивно встряхнуть емкость с технологической жидкостью ФАБО до полного растворения осадка;

3.   Детали вращения (гильзы, клапана, подшипники качения, скольжения, распредвалы, коленвалы и т.д.) рекомендуется обрабатывать на имеющемся технологическом оборудовании (токарный, сверлильный станки, электрическая дрель и т.д.)

3.1.Пример обработки клапана: клапан зажимается в токарном станке, вращается, лентой из плотной ткани (лучше всего фетр) оборачивается деталь и, подавая техжидкость ФАБО, в небольших количествах в зону трения осуществляют возвратно-поступательные движения вдоль детали

 

3.2.Взаимно сопрягаемые детали (плунжерные пары, форсунки распылителей) возможно, обработать с помощью электрической дрели, на малых оборотах совершая взаимно вращательно-поступательные движения с подачей в зону контакта небольшого количество технологической жидкости ФАБО;

 4.После обработки детали необходимо тщательно промыть мыльным раствором и просушить (данный пункт выполнить в обязательном порядке!)

Для увеличения навести курсор.

        

 

Рекомендации

Техпроцесс ФАБО носит восстановительный характер работы и используется, только в процессе капитального ремонта изделий. Были испытаны варианты применения на новых подшипниках показавшие высокие результаты, ресурс увеличился в 4 раза, отсутствовал нагрев и задиры на поверхностях трения.

При обработке двигателей внутреннего сгорания были достигнуты следующие результаты:

            -ресурс увеличился 2-2,3 раза

            -обкаточный период снизился до 100 км

            -отсутствовали задиры на поршнях и гильзах

            -ресурс коленчатого вала превысил норму в 6 раз

Применение ФАБО совместно с металлоплакирующими  присадками позволяет увеличить ресурс двигателя при грамотной эксплуатации до 500 тыс. км без капитального ремонта, но при регулярном применении металлоплакирующих  присадок, которые восстанавливают защитную пленку,  образованную техпроцессом ФАБО во время эксплуатации.

Рекомендуется обрабатывать гильзы поршневых двигателей, шейки коленчатых валов, направляющие и седла клапанов, распредвалы, подшипники качения, шестерни коробок передач, направляющие станков, плунжерные пары топливных насосов, распылители форсунок и т.д.

Для увеличения навести курсор.

 

ОГРАНИЧЕНИЯ

Обрабатывать  техпроцессом ФАБО можно только стальные и чугунные детали.

Не обрабатываются алюминиевые сплавы, хромированные детали, детали покрытые баббитом (вкладыши).

    Данный технологический процесс, обеспечивает создание защитных антифрикционных, противозадирных покрытий на всех деталях сопряжений двигателей внутреннего сгорания в процессе его работы. Толщина создаваемых покрытий, в зависимости от зазоров в сопряжениях и нагрузок, саморегулируется.

    Применение комплекса позволяет:
   -  Исключить задиры.
   -  Снизить расход масла на угар.
   -  Снизить расход топлива.
   -  Снизить токсичность выхлопных газов.
   -  Уменьшить шум и вибрацию.
   -  Уменьшить пусковой ток.
   -  Увеличить ресурс двигателя, систематически используя поддерживающие композиты.
   -  Эксплуатировать двигатель практически без его горячей обкатки.

  Наверх

 

 

Сайт создан Rainman